22 июня родился Хаддон Сандблом/Haddon Sundblom (1899-1976)
Президент нью-йоркской галереи Illustration House Роджер Т. Рид писал:
«Сандблома обычно вспоминают благодаря работе с Coca-Cola и рисункам Санта-Клауса. Но таким образом его принижают, потому что художник повлиял на коммерческий рекламный арт двадцатого века в целом. Хэддон рисовал американскую мечту, и в его картинах она была ярче, чем у Нормана Роквелла. Не стоит забывать, что Сандблом работал практически со всеми компаниями из списка Fortune 500».
Хэддон Хаббард Сандблом родился в семье скандинавских иммигрантов. У родителей будущего художника было десять детей, среди которых Хэддон был самым младшим. В детстве Сандблом не интересовался искусством и не задумывался о том, что хочет рисовать. Стать иллюстратором его подтолкнула нужда.
Когда Хэддону было 13 лет, умерла его мама, и мальчику пришлось бросить школу, чтобы устроиться на работу и поддерживать семью наравне с братьями и сёстрами. Параллельно он учился в вечерней школе и ходил на разные курсы, в числе которых оказались и иллюстраторские. Позже Хэддон продолжил учиться в Чикагском художественном институте и Американской академии искусств.
В 21 год Сэндблома приняли на работу в авторитетную иллюстраторскую фирму Charles Everett Johnson Studio. Правда, не художником, а ассистентом. Хэддон мыл кисти, подготавливал бумагу и холсты, носил художникам кофе и занимался другой мелкой работой «подручного». В это время Хэддон старался учиться напрямую у иллюстраторов, задавал им вопросы и наблюдал, как они работают.
У профессионалов Хэддон научился технике масляной живописи алла-прима, которую он будет использовать в дальнейшем. Техника предполагала накладывание каждого нового слоя краски на ещё не высохший предыдущий слой. Такой подход позволял закончить картину за один присест, «сохранить энергетику и эмоциональность момента». Кроме того, Хэддон перенял манеру частого использования тёплого света и подсвечивания фигур героев. Позже это станет одной из главных отличительных черт его работ.
Хэддон стал рисовать самостоятельно, и начал с жизнеутверждающих картин на бытовые темы. Его героями становились обычные люди из среднего класса, которые с надеждой смотрели в будущее и наслаждались жизнью. Несмотря на тяжёлые времена (заканчивалась Первая мировая война), художник всегда старался передать зрителям надежду и оптимизм. Фредерик Уитакер писал в журнале American Artist в 1956-м году:
Картины Сандблома наполнены солнцем. Они романтичны, идеалистичны, мелодичны, здоровы, приятны. Глаз радуется, когда на них смотришь. Мужчины на его картинах мужественны, женщины — желанны, а дети — очаровательны. Вы никогда не встретите у Сандблома ничего отвратительного или отталкивающего, даже в плане цветовых решений. В его картинах есть то, что нравится людям.
Со временем Сандблом понял, что хочет рисовать иллюстрации на своих условиях, в рамках собственной студии. С друзьями и коллегами художник в 1925-м году основал студию Steven’s, Sundblom & Henry.
Это была необычная студия. Мы вдохновляли друг друга на создание отличных работ без особых усилий или мыслей о прибыли. Мы просто рисовали и наслаждались обществом друг друга. Лучшие работы появлялись, когда мы все вкладывались в них, использовали свои лучшие качества.Хэддон Сандблом
Популярным Сандблома и его студию сделало многолетнее сотрудничество с Coca-Cola Company, которое началось, когда художнику было 32 года. Компании тогда нужен был маскот для новогодней рекламы — и Сандблома попросили «переизобрести» Санта-Клауса, чтобы тот начал ассоциироваться у покупателей с продукцией Coca-Cola.
Образ Санты, придуманный Хэддоном, оказался настолько популярным и так понравился аудитории, что сотрудничество с Кока-Колой продолжалось 33 года. Спустя почти 100 лет Санту Сэндблома продолжают использовать, как и рекламу с грузовиками и фирменный джингл.
Вопреки распространённому заблуждению, Хэддон не придумал образ Санты с нуля. Во время работы он опирался на иллюстрации Джозефа Лейендекера к поэме Кларка Мура «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая» (1822). Лейендекер в свою очередь развивал образ Санты, которого в 1860-х рисовал карикатурист Томас Наст. Взяв за основу фольклор, Наст использовал полного дедушку для высмеивания армии США и политиков.
Хэддону понравилась интерпретация Лейендекера. Он решил развить образ, превратить его в «тёплого» Санту, которого представляли бы люди всех возрастов из разных уголков планеты, а реклама от The Coca Cola Company донесла идею до массовой аудитории.
Хэддон рисовал Санту cо своего друга Лу Прентисса, продавца на пенсии. Когда Лу умер, Сандблом позировал сам себе перед зеркалом, а позже стал использовать фото Санта-Клаусов из каталога Coca-Cola: компания нанимала людей с похожей комплекцией и чертами лица для живой рекламы. Хэддон отмечал, что морщины на лице его героя — «морщины счастья». Он хотел показать людям доброго Санту, который работал в удовольствие даже в сезон отпусков и радовался от того, что приносил людям счастье даже в не самые удачные годы.
Люди настолько полюбили иллюстрации с Сантой и так внимательно следили за ними, что после малейших изменений в облике сразу слали письма компании. Однажды на поясе Санты пряжка смотрела в другую сторону (по легенде, Хэддон позировал сам и рисовал работу с помощью зеркала), на что аудитория отреагировала моментально и попросила исправить элемент. В другой раз Хэддон изобразил Санту без обручального кольца. Компанию завалили письмами с вопросами о том, что же случилось с миссис Клаус.
После Санты Сандблом создал ещё одного маскота для The Coca-Cola Company — Sprite Boy («Малыш Спрайт», перевод слова «sprite» с английского — «дух»). Некоторые считают, что персонажа назвали в честь одноимённого напитка, однако все наоборот.
Параллельно с Coca-Cola Хэддон рисовал рекламу для шампуней Palmolive, кофе Maxwell House, шин Goodyear, шоколадных конфет Whitman и ежегодно создавал обложки для декабрьских номеров журнала National Geographic. Историки и культурологи отмечают, что его стиль повлиял на многих иллюстраторов-рекламщиков, а работы Сандблома заложили основы «золотого века американских рекламных плакатов».
В мае 1948-го Сандблом нарисовал реалистичный портрет Ирмы Хардинг для компании International Harvester. Аудитории он понравился, и вскоре компания стала не только печатать её лицо на баннерах и в журналах, но даже выпускать фермерские справочники и кулинарные книги за авторством женщины, которой доверяли другие женщины. Покупатели долгое время думали, что Ирма Хардинг — президент International Harvester, не в последнюю очередь благодаря иллюстрациям Хэддона.
Но на самом деле никакой Ирмы не существовало, компании просто нужен был маскот. Мультяшные персонажи и антропоморфные звери не помогли бы продавать сельскохозяйственную технику и холодильники в послевоенное время, поэтому International Harvester понадобился персонаж с человеческим лицом. Мудрая женщина, которой «фермеры и домохозяйки могли бы доверять».
Коллеги художника по студии неоднократно отмечали, что Сандблом не всегда качественно выполнял работу, и подмастерьям приходилось дорисовывать картины за него, а иногда и серьёзно их исправлять. Неоднократно упоминалось, что Хэддон временами не укладывался в сроки. Однако все отмечали его феноменальную трудоспособность: за один присест Хэддон мог нарисовать сразу несколько черновых картин или работать всю ночь напролёт, чтобы сдать «крупный заказ».
К тому же, художник часто делился опытом и учил своих подопечных мастерству иллюстрации. Его ученик Гил Элвгрен говорил, что многому научился у Сандблома и благодаря этому стал популярным пин-ап художником. Созданием пин-ап-арта занимался и сам Хэддон. Он любил рисовать женщин и передавать их красоту. Художник часто публиковал свои «откровенные» работы в разных журналах, в том числе — в Playboy.
Сандблом провёл последние годы жизни в полном уединении. Он умер в 1976-ом году (ему было 77), оставив после себя работы и образы, которые используют до сих пор.
За текст моя благодарность:
Владимир Шумилов