Каждый раз, когда мне кажется, что я скучно живу, я прихожу к выводу, что — нет, не кажется.
Последние несколько дней, в рамках одного проекта, погрузился с головой в дела московского уголовного розыска в первые годы его существования и набрел на персонажа, мало сказать, поразительного. Поразительно еще и то, что до вчера я о нем не слышал, а это, конечно, человек — идеальный сериал.
Далее о Якове Кузнецове (он же Яков Кошельков, он же Яша Неуловимый). Опустим тот факт, что к 27 годам он уже был судим не менее десяти раз, уже несколько раз бежал, проживал в Сокольниках, а грабил и воровал в районе Хитровки аж с 1913-го. Хочу отметить только самые яркие факты из оставшихся двух лет жизни Яши:
Февраль 1918 — арестован чекистами на свадьбе товарища в Вязьме. Конвоирован в Москву для исполнения высшей меры социальный справедливости. На Белорусском вокзале, с разрешения конвоя, покупает у уличного торговца буханку. В районе Мясницкой улицы Яков извлекает из хлеба браунинг и убивает первого конвоира, тяжело ранит второго и благополучного скрывается. На следствие выяснится, что братва Кошелькова следовала с ним одним поездом из Вязьмы, а отдельные члены уже ждали чекистов на вокзале.
Далее — полнейшее безумие!
В канун запрещенного Рождества, 6 января 1919 года, в 17.00, пятеро в зимних милицейских формах остановили «Роллс Ройс Силвер Гоуст» (вероятней всего тот самый, ранее принадлежавший Владимиру Дмитриевичу Набокову) для проверки документов. Пассажиров попросили выйти. Представляю, как главный пассажир бормотал: голубчики, это недоразумение.
Пятеро милиционеров были Яшей Кошельковым, Василием по прозвищу Заяц, Лёней «Сапожником», Лёшей «Лягушкой» и Ваней «Коньком» Волковым. Пассажирами были: председатель Совнаркома Ленин, его сестра Мария Ульянова, телохранитель Ильича и водитель Степан Гиль (бывший начальник императорского гаража). То есть в Москве, в сочельник, в разгар красного террора и Гражданской войны пятеро отморозков из Сокольников гопнули генсека…
Дальше — круче. Уже в машине, по прошествии получаса, пересчитав добычу — часы, наличку и прочее — Яша велит разворачиваться. Его посещает простая мысль: взять Ильича в заложники и потребовать у Советов обменять плешивого на братву из Бутырки… Еще раз. Кошельков в свои 28 решил взять в заложники вождя мирового пролетариата! К несчастью, дедушку Ленина они не нашли, он добрел по сугробам до Сокольнического райсовета и, естественно, поднял на уши всё ВЧК. «Роллс Ройс» нашли в Хамовниках, а Яшу так быстро найти не смогли.
10 февраля — пойманы подельники Заяц, Конек, Сапожник и проч., расстреляны в тот же день. О местонахождении Кошелькова ничего не сказали.
Март 1919-го — Яков Кошельков убивает трех чекистов (Ведерникова, Караваева и Зустера), следивших за его квартирой, и скрывается в подмосковном селе Новогиреево.
1 мая — Яков с двумя подельниками грабит первомайскую демонстрацию на Воздвиженке. При попытки задержания застрелены три милиционера.
10 мая — опознан сотрудником ВЧК в кофейне на Пречистенке. Отказался сдаться, вступил в перестрелку. Двое подельников убиты на месте, Кошельков и некий Мартазин скрываются.
19 мая — Кошельков попадает в засаду по своему новому адресу в Конюшенном переулке. В результате убиты трое чекистов и четверо бандитов. Яков Кошельков скрылся.
В июне проводится внутреннее расследование. ВЧК выявляет нескольких сотрудников, работавших на Кошелькова. Их расстреливают. Обиженный Ильич трясет прединсультными кулачками и требует крови.
Финал. 26 июля 1919-го, вечером, на улице Божедомка Яков попадает в засаду у своей новой квартиры. Не сдается. Вступает в бой с органами, убит шестью пулями. При Кошелькове обнаружено 63 тысячи рублей, удостоверение сотрудника ВЧК на имя Коровьева и браунинг Ленина, отобранный у вождя в рождественскую ночь. Место захоронения неизвестно…
В это все так сложно верится, а еще не верится, что у парней не получилось взять картавого в плен и оставить его подо льдом Яузы. Интересно, как бы все было тогда...
