Почему я не писал про коррупционный скандал об израильских профсоюзах, Гистадруте.
Ну, потому что это не очень интересно.
Мы же не удивляемся гравитации.
Но я обосную.
Профсоюзы возникли под лозунгом коллективной защиты слабого перед сильным.Этакое развитие средневековой идеи профессиональных гильдий.
Совершенно очевидно и в средние века было, что защищать выгоднее, чем быть защищаемым.
Там, где собираются деньги, влияние и право говорить от имени масс, всегда появляется соблазн решить, кто именно входит в эти "массы" и на каких условиях.
Из инструмента солидарности профсоюз автоматически и мгновенно превращается в посредника между властью и рабочим цехом, а посредничество это всегда про комиссию.
Рабочие платили взносы, а верхушка распределяла контракты, должности и "право голоса".
И - привилегии.
Социолог-классик Георг Зиммель писал, что когда в систему отношений между двумя сторонами входит третья, структура неизбежно меняется - появляется власть посредника. В диаде можно либо договориться, либо разойтись; в триаде один получает возможность манипулировать балансом, лавировать между интересами и извлекать выгоду из конфликта двоих других.
Профсоюз - классический пример такой триады: работник, работодатель и посредник между ними.
Чтобы иметь власть, профсоюз должен контролировать доступ к рабочим местам, контрактам, забастовкам, а значит, управлять деньгами, потоками, лояльностью. Так посредник стремительно превращается из защитника в игрока, из медиатора в арбитра, из арбитра - в бенефициара.
С точки зрения Зиммеля, коррупция это не моральная деградация, а функциональное следствие самого появления третьего звена. Когда появляется посредник, появляется и комиссия за услуги.
В США профсоюзные кассы сливались с мафией, в Италии - с партиями, во Франции - с госбюрократией.
Институционализировавшись (и я горд, что написал это слово), профсоюзы приобретают все мафиозные симптомы: закрытую иерархию, внутренние сделки, борьбу за комиссию.
Поэтому коррупция здесь не сбой системы, а одна из ее стандартных функций, смазка, без которой механизм попросту не крутится. Не баг, а фича.
И вот, в Израиле вдруг происходит налет полиции на Гистадрут, на профсоюзы. Там, говорят, коррупция. Напиши об этом, Хаимке. Эммм, ну ок, скучно, девоньки.