В середине и конце периода Эдо (江戸時代) в Японии феодальное военное правительство — Сегунат Токугава — столкнулся с множеством экономических проблем (хотя на начальном этапе экономика росла). Страна пережила голод, неурожаи, эпидемии, инфляцию цен на рис. В 1854–1860-годов прошла серия разрушительных землетрясений. Что решили делать власти, чтобы исправить ситуацию и улучшить жизнь людей? Правильно — начали вводить цензуру, чтобы «поддерживать высокие морально-нравственные ценности у населения».
Одной из мишеней стали укие-э (浮世絵) — гравюры на дереве, невероятно популярный и массовый жанр искусства. На тот момент мастера создавали самые разные типы печатных изображений: пейзажи, бытовые сценки, портреты и пр. Востребованы были и различные фривольные картинки, а также гравюры с образами известных актеров японского театра кабуки. Отдельный жанр — сатирические картинки.
Сначала в 18-м веке сегунат запретил эротические гравюры, затем обязал обязательно включать в оттиск имя гравера, чтобы власти знали, кто создал изображение. Позже угрозой власти посчитали сатиру, под запрет попали гравюры на вымышленные исторические сюжеты, в которых можно было увидеть намек на современность и карикатуры. Изображение прямых отсылок текущим историческим событиям также было запрещено (скажем, взять и создать гравюру о землетрясении и его последствиях). Художников обязали получать специальную печать — киваме — от органа цезуры, разрешавшей пускать гравюру в печать. Какое-то время единственным способом обойти ограничение было использование метафор, скажем, те же землетрясения изображали через гравюры на мифологические темы, разрушителем выступал гигантский сом, сметавший деревни. Позже и такие сюжеты были запрещены.
И, наконец, в 1843-м новые нормы цензуры запретили изображать актеров театра кабуки, куртизанок и гейш — все ради заботы о высокой морали населения. Одновременно, запретили дорогие и сложные укие-э, максимум они могли быть триптихом — считалось, что это поможет людям тратить меньше денег, улучшит их экономическое состояние, так как они не будут покупать дорогие гравюры.
Естественно, это ударило по отрасли, граверов лишили самых популярных и ходовых сюжетов. На цензуру они ответили весьма остроумно и художественно: если запретили рисовать людей-актеров, то почему бы не рисовать зверей-актеров. На последний счет не было никаких ограничений. Так в середине 19-го века возник удивительный жанр укие-э — сценки с антропоморфными животными. Прежде всего — кошками.
Граверы стали изображать популярных актеров кабуки в виде кошек. Зрители легко опознавали о ком идет речь по характерным для каждого рисункам кимоно. Не исключено, что спрос на гравюры даже вырос;)
Подробнее тут:
https://www.thecollector.com/ukiyo-e-censorship/
Comments (5)
Благодаря принятым мерам, в начале XX века Япония смогла разгромить Российскую империю
Меня, конечно, передёрнуло от словосочетания "инфляция цен на рис" 😉
Явно не благодаря цензуре укие-э 😉
Да как ты мог такое подумать! Это ж только благодаря высокой нравственности, воспитываемой цензурой и запретами 🙂
Ня!